Формирование налоговой системы в России. Налоговая реформа

Переход России к новым условиям хозяйствования потребовал формирования и новой налоговой системы,  адекватной происходящим экономическим преобразованиям. Период формирования налоговой системы России можно разделить на четыре этапа.

Этапы формирование налоговой системы в России

  • Первый этап (1991-1993 годы).
  • Второй этап (1994 — 1998 годы).
  • Третий этап (с 1999 -2004 годы).
  • Четвертый этап (с 2005 года).
  • С 1 января 2006 года…

Первый этап (1991-1993 годы).

Точкой отсчета формирования налоговой системы стал 1991 год  — год принятия закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (№2118-1 от 27.12.91),  заложивший ее  основы. 1992-93 годы характеризуются внесением серьезных изменений в механизм налогообложения и структуру налогов. Неоднократно при этом нарушался принцип справедливости, то есть вносимые изменения утверждались «задним числом», хотя в соответствии со статьей 57 Конституции Государства, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Второй этап (1994 — 1998 годы).

Это период, когда налоговая система продолжала изменяться и дополняться. Ежегодно выходило огромное количество изменений и дополнений к различным налогам, что, безусловно, создавало нестабильность и запутанность налоговой системы. Кроме того, эти годы изобилуют большим количеством инструкций, инструктивных и директивных писем, которые становились главенствующими по отношению к действующим законам.  Именно в этот период возникает необходимость подготовки единого документа, который бы создал условия для упорядочения налоговой системы России.

Третий этап (с 1999 -2004 годы).

Это этап введения в действие единого документа по налогам России. Таким документом явился Налоговый Кодекс России, который вступил в действие в 1999 году. К сожалению, этот документ не стал той основой, тем краеугольным камнем в налоговой системе, который бы создал предпосылки и условия для ее совершенствования, упрощения. Налоговый Кодекс оставил все также много неясностей  по структуре налогов, по системе оплаты налогов, по видам льгот. Налоговый Кодекс вошел в противоречие не только со многими законами, но и с основным законом государства – Конституцией России и с Гражданским Кодексом России.

Четвертый этап (с 2005 года).

С 1 января 2005 года была введена в действие обновленная редакция Налогового Кодекса,  и вместе с этим прекратил свое действие Закон РФ  «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статьях 12-15 НК РФ был закреплен новый перечень налогов. Количество налогов сократилось с  23 до 15. Дальнейшее изменение Налогового Кодекса привело к сокращению налогов до 13.

Впрочем, сокращение количества налогов на самом деле довольно обманчиво. Абсолютное большинство налогов и сборов остались, просто формально их вывели за рамки Налогового Кодекса, то есть за неуплату этих налогов и сборов нельзя привлекать к налоговой ответственности. Фактически с 1 января 2005 года прекратили свое действие только два налога – налог на операции с ценными бумагами (федеральный) и на рекламу (местный), а позднее с 1 января 2006 года еще один федеральный налог – налог на наследование и дарение. Виды налогов и сборов Российской Федерации и их законодательная основа представлены в примечании.

Необходимо отметить, что Налоговый Кодекс постоянно изменяется и дополняется, что по-прежнему не дает долгожданной стабильности в налоговом планировании.

Налоговая система, как уже отмечалось ранее, это совокупность всех действующих налогов, сборов и платежей, которые пополняют бюджет государства. Это не означает, что эти налоги или сборы действуют только в рамках Налогового Кодекса. В налоговую систему входят и те, которые действуют в соответствии с Таможенным, Лесным Кодексами или другими законодательными актами. Все эти налоги, сборы, пошлины  и платежи  являются основным экономическим инструментом, который  «питает» бюджет государства.

 

Налоговая реформа

Говоря о Налоговой системе РФ, необходимо отметить, что данная система создается практически заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Опыт прошедших лет выявил многочисленные изъяны налоговой системы. Действующая налоговая система плохо приспособлена к реально сложившемуся в России хозяйственному механизму, высокому уровню инфляции, к новым отношениям между субъектами Федерации. Налоги в современной России практически не выполняют свои важнейшие функции — фискальную и распределительную. Можно выделить основные проблемы существующей системы налогообложения:

  1. Отсутствие стабильности. В этих условиях налогоплательщики не могут спланировать свою экономическую стратегию, возникает путаница в налоговых платежах, непреднамеренные неплатежи, возможность уклонения от налогов.
  2. Многочисленность налогов. Это приводит к неравномерности налогообложения, породило тенденцию к развалу единого экономического пространства.
  3. Высокий уровень налогового давления. Двойное и тройное обложение одной и той же базы, штрафные санкции в условиях кризиса неплатежей, неравномерное распределение налогового бремени  (существует ряд сфер, где уровень налогового давления относительно невысок: производство и продажа алкоголя, экспортные сектора — нефть, газ, цветные металлы, экспорт вооружения).   Это является существенной причиной затянувшегося экономического кризиса в России.
  4. Неплатежи.
  5. Большое число налоговых льгот.

Все эти рассмотренные  изъяны налоговой системы приводят к несоблюдению принципов справедливости и эффективности налогообложения. Говоря о направлениях реформирования налоговой системы, необходимо четко представлять те конкретные задачи, которые должны решать налоги в условиях экономики России:

во-первых, способствовать структурной перестройке, обеспечивая перелив капитала в приоритетные отрасли, стимулируя развитие промышленного производства, малого предпринимательства, ведение НИОКР за счет собственных средств предприятия, поощряя отечественные и иностранные инвестиции; во-вторых, должна способствовать укреплению российского бюджета.

Проблемы, сложившиеся в российской налоговой системе, и задачи стоящие перед ней определяют основные направления налоговой реформы, которая все-таки должна быть проведена в нашей стране:

  • снизить налоговое бремя и упростить налоговую систему (отмена двойного и тройного налогообложения, низкоэффективных налогов, отчислений во внебюджетные фонды);
  • консолидация налогов (уменьшение количества налогов) и установление предельных ставок налогов;
  • простота и понятность налогов;
  • постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц;
  • расширение налоговой базы за счет отмены ряда налоговых льгот, с одной стороны, и создание адресных и целевых льгот, учитывающих  приоритетные направления развития экономики, заявленные государством, с другой стороны;
  • публичная отчетность об использовании налоговых поступлений и о предоставленных льготах;
  • сочетание стабильности и гибкости налоговой системы;
  • совершенствование системы контроля налоговых поступлений, консолидация органов контроля за налогами, один адрес сдачи отчетов по всем видам налоговых сборов и отчислений.

 

<<<— 2.2 Элементы и классификация налогов
3.2 Виды налогов, внебюджетные фонды —>>>>
Updated: 26.07.2020 — 16:41

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

FPManagement © 2019
Связь с администрацией сайта: orlov.dmitriy@inbox.ru
FPM