Переход России к новым условиям хозяйствования потребовал формирования и новой налоговой системы, адекватной происходящим экономическим преобразованиям. Период формирования налоговой системы России можно разделить на четыре этапа.
Этапы формирование налоговой системы в России
- Первый этап (1991-1993 годы).
- Второй этап (1994 — 1998 годы).
- Третий этап (с 1999 -2004 годы).
- Четвертый этап (с 2005 года).
- С 1 января 2006 года…
Первый этап (1991-1993 годы).
Точкой отсчета формирования налоговой системы стал 1991 год — год принятия закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (№2118-1 от 27.12.91), заложивший ее основы. 1992-93 годы характеризуются внесением серьезных изменений в механизм налогообложения и структуру налогов. Неоднократно при этом нарушался принцип справедливости, то есть вносимые изменения утверждались «задним числом», хотя в соответствии со статьей 57 Конституции Государства, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Второй этап (1994 — 1998 годы).
Это период, когда налоговая система продолжала изменяться и дополняться. Ежегодно выходило огромное количество изменений и дополнений к различным налогам, что, безусловно, создавало нестабильность и запутанность налоговой системы. Кроме того, эти годы изобилуют большим количеством инструкций, инструктивных и директивных писем, которые становились главенствующими по отношению к действующим законам. Именно в этот период возникает необходимость подготовки единого документа, который бы создал условия для упорядочения налоговой системы России.
Третий этап (с 1999 -2004 годы).
Это этап введения в действие единого документа по налогам России. Таким документом явился Налоговый Кодекс России, который вступил в действие в 1999 году. К сожалению, этот документ не стал той основой, тем краеугольным камнем в налоговой системе, который бы создал предпосылки и условия для ее совершенствования, упрощения. Налоговый Кодекс оставил все также много неясностей по структуре налогов, по системе оплаты налогов, по видам льгот. Налоговый Кодекс вошел в противоречие не только со многими законами, но и с основным законом государства – Конституцией России и с Гражданским Кодексом России.
Четвертый этап (с 2005 года).
С 1 января 2005 года была введена в действие обновленная редакция Налогового Кодекса, и вместе с этим прекратил свое действие Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статьях 12-15 НК РФ был закреплен новый перечень налогов. Количество налогов сократилось с 23 до 15. Дальнейшее изменение Налогового Кодекса привело к сокращению налогов до 13.
Впрочем, сокращение количества налогов на самом деле довольно обманчиво. Абсолютное большинство налогов и сборов остались, просто формально их вывели за рамки Налогового Кодекса, то есть за неуплату этих налогов и сборов нельзя привлекать к налоговой ответственности. Фактически с 1 января 2005 года прекратили свое действие только два налога – налог на операции с ценными бумагами (федеральный) и на рекламу (местный), а позднее с 1 января 2006 года еще один федеральный налог – налог на наследование и дарение. Виды налогов и сборов Российской Федерации и их законодательная основа представлены в примечании.
Необходимо отметить, что Налоговый Кодекс постоянно изменяется и дополняется, что по-прежнему не дает долгожданной стабильности в налоговом планировании.
Налоговая система, как уже отмечалось ранее, это совокупность всех действующих налогов, сборов и платежей, которые пополняют бюджет государства. Это не означает, что эти налоги или сборы действуют только в рамках Налогового Кодекса. В налоговую систему входят и те, которые действуют в соответствии с Таможенным, Лесным Кодексами или другими законодательными актами. Все эти налоги, сборы, пошлины и платежи являются основным экономическим инструментом, который «питает» бюджет государства.
Налоговая реформа
Говоря о Налоговой системе РФ, необходимо отметить, что данная система создается практически заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Опыт прошедших лет выявил многочисленные изъяны налоговой системы. Действующая налоговая система плохо приспособлена к реально сложившемуся в России хозяйственному механизму, высокому уровню инфляции, к новым отношениям между субъектами Федерации. Налоги в современной России практически не выполняют свои важнейшие функции — фискальную и распределительную. Можно выделить основные проблемы существующей системы налогообложения:
- Отсутствие стабильности. В этих условиях налогоплательщики не могут спланировать свою экономическую стратегию, возникает путаница в налоговых платежах, непреднамеренные неплатежи, возможность уклонения от налогов.
- Многочисленность налогов. Это приводит к неравномерности налогообложения, породило тенденцию к развалу единого экономического пространства.
- Высокий уровень налогового давления. Двойное и тройное обложение одной и той же базы, штрафные санкции в условиях кризиса неплатежей, неравномерное распределение налогового бремени (существует ряд сфер, где уровень налогового давления относительно невысок: производство и продажа алкоголя, экспортные сектора — нефть, газ, цветные металлы, экспорт вооружения). Это является существенной причиной затянувшегося экономического кризиса в России.
- Неплатежи.
- Большое число налоговых льгот.
Все эти рассмотренные изъяны налоговой системы приводят к несоблюдению принципов справедливости и эффективности налогообложения. Говоря о направлениях реформирования налоговой системы, необходимо четко представлять те конкретные задачи, которые должны решать налоги в условиях экономики России:
во-первых, способствовать структурной перестройке, обеспечивая перелив капитала в приоритетные отрасли, стимулируя развитие промышленного производства, малого предпринимательства, ведение НИОКР за счет собственных средств предприятия, поощряя отечественные и иностранные инвестиции; во-вторых, должна способствовать укреплению российского бюджета.
Проблемы, сложившиеся в российской налоговой системе, и задачи стоящие перед ней определяют основные направления налоговой реформы, которая все-таки должна быть проведена в нашей стране:
- снизить налоговое бремя и упростить налоговую систему (отмена двойного и тройного налогообложения, низкоэффективных налогов, отчислений во внебюджетные фонды);
- консолидация налогов (уменьшение количества налогов) и установление предельных ставок налогов;
- простота и понятность налогов;
- постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц;
- расширение налоговой базы за счет отмены ряда налоговых льгот, с одной стороны, и создание адресных и целевых льгот, учитывающих приоритетные направления развития экономики, заявленные государством, с другой стороны;
- публичная отчетность об использовании налоговых поступлений и о предоставленных льготах;
- сочетание стабильности и гибкости налоговой системы;
- совершенствование системы контроля налоговых поступлений, консолидация органов контроля за налогами, один адрес сдачи отчетов по всем видам налоговых сборов и отчислений.